Парусное учебное судно «Мир» – учебный трехмачтовый корабль («фрегат» по принятой классификации учебных судов или «корабль» по парусному вооружению – судно с полным парусным вооружением).
Судно построено в 1987 году на Гданьской судоверфи «Stocznia Gdanska» (Республика Польша) в рамках заключенного ранее контракта на постройку пяти учебных парусных судов, предназначенных для прохождения плавательной практики курсантов морских учебных заведений.
Под флагом СССР, который был поднят на кормовом флагштоке парусника «Мир» 1 декабря 1987 года, построенное судно отправилось в свой первый рейс в порт приписки – морской порт Ленинград.
Первым капитаном парусника «Мир» был назначен Виктор Антонов. В разные годы капитанами этого судна также служили (в хронологическом порядке): Валерий Зорохов, Сергей Тимошков и Юрий Галкин. В настоящее время капитаном парусника «Мир» является Андрей Орлов.
В период с 1989 по 1991 год судно «Мир» находилось на балансе Балтийского морского пароходства.
В 1991 году парусник передан в управление Ленинградского высшего инженерного морского училища, впоследствии переименованного в Государственную морскую академию имени адмирала С. О. Макарова, а затем в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
В мае 2014 года распоряжением Росморречфлота от 26.05.2014 № АД-207-р парусное учебное судно «Мир» передано и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт».
Класс судна | – KM ![]() |
Длина судна наибольшая (с бушпритом) | – 108,6 м |
Ширина судна наибольшая | – 14 м |
Высота грот-мачты | – 49,5 м |
Осадка судна | – 6,6 м |
Водоизмещение судна | – 2 984 тонн |
Количество парусов | – 26 ед |
Общая площадь парусов | – 2 771 кв. м |
Мощность двигателя | – 2 419 кВт |
Скорость | – 11,6 узл (официально зарегистрирована максимальная скорость движения парусника под парусами – 21 узел, поэтому судно «Мир» считается самым быстрым парусником в мире) |
Количество спецперсонала (курсанты, преподаватели) | – 144 чел |
Экипаж судна | – 46 чел |
На паруснике проходят плавательную практику курсанты высших морских учебных заведений страны. Непрерывность получения ими образования обеспечивается соответствующим оборудованием судна, на котором имеются учебные классы и каюты для преподавателей, а экипаж парусника всегда может оказать помощь при подборе материала для курсовых и дипломных проектов.
Важной страницей в истории парусника «Мир» является его участие в международных парусных регатах.
Парусник «Мир» ежегодно участвовал в международной регате «Катти Сарк Талл Шипс Рейсес» (в период с 1988 по 1989, в 1991 и 1993 году, в период с 1996 по 1998 год, в период с 2000 по 2002 год), преобразованной в 2002 году в «Талл Шипс Рейсес» (в период с 2003 по 2014 год). Принимая участие в данных регатах, организованных Международной организацией парусной подготовки (STI), парусник «Мир» несколько раз побеждал и на отдельных этапах, и в общем зачёте гонок. В 2003 и 2004 годах судно дважды получило главный приз – большую серебряную тарелку. С момента начала проведения таких регат (с 1956 года) парусник «Мир» – единственное парусное судно класса «А», завоевывавшее главный приз два года подряд.
В 1991 году парусник принимал участие в 7-й международной регате «Hochsee Race Der Deetadt Bremerhafen» и занял итоговое первое место.
В 1992 году, в рамках участия в международной гранд-регате «Коламбус-92» («Grand regatta Columbus-500»), посвященной пятисотлетнему юбилею открытия Америки, парусник «Мир» пришел к финишу абсолютным победителем. Один из главных призов экипажу вручил Его Величество Король Испании Хуан Карлос I.
В 1993 году парусник одержал победу в регате «STA Netherlands Feeder Race».
В 2005 году победа в регате «Santander Tall Ships’ Regatta – 2005».
В 2007 году парусник «Мир» принял участие в регате «Welt Pokal regatta 2007», где занял первое место в общем зачете.
В 2010 году судно приняло участие в парусной регате «Исторические моря 2010» (Historical Seas Tall Ships Regatta 2010), которая собрала под своими парусами крупные парусные суда с экипажами из многих стран и впервые за 50 лет своего существования проводилась в Эгейском и Черном морях.
В 2013 году участие парусника в регате «Lycamobile Mediterranean Tall Ships Regatta 2013».
В 2014 году, в период проведения зимних игр 2014 года, судно побывало в морском порту Сочи. Это событие стало одним из наиболее запоминающихся моментов для гостей и участников игр в Сочи. В том же году парусник принял участие в Черноморской регате больших парусников 2014 «SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014» по маршруту порты Варна, Новороссийск, Сочи и Констанца. В суровой схватке за победу фрегат «Мир» занял почетное второе место, уступив первенство другому паруснику ФГУП «Росморпорт» – «Надежде».
В 2015 году особым событием для парусника стал переход по маршруту Мурманск – Архангельск – Мурманск. Этот рейс символизировал путь Полярных Конвоев Великой отечественной войны и был посвящён памяти погибших моряков Полярных Конвоев. «Мир» выступил в престижной парусной регате «Гонка больших парусников 2015» и принял участие в четырех крупнейших морских фестивалях Европы: Hanse Sail 2015, Sail Bremerhaven 2015 (Германия), Sail Amsterdam 2015 (Нидерланды), Sail de Ruyter 2015 (Нидерланды).
В 2016 году парусник участвовал в морском фестивале DelfSail 2016 (Нидерланды, Бельгия). В международной гонке больших парусников The Tall Ships Races 2016 «Мир» подтвердил звание самого быстрого фрегата и выиграл все три этапа гонки.
В 2017 году «Мир» принял участие во многих праздниках и фестивалях, среди которых: Aalborg Regatta 2017, Hanse Sail 2017, Grandes Voiles du Havre и ряд других мероприятиях. Фрегат не обошел стороной и спортивные мероприятия: «Мир» отважно сражался за лидерство в регате The Tall Ships Races 2017.
В 2017 году в Санкт-Петербурге прошло торжественное празднование юбилея парусника «Мир». Свое 30-летие один из самых быстрых фрегатов в мире отметил дома – в родном порту приписки. За прошедшие годы легендарное судно прошло сотни тысяч морских миль, тысячи курсантов отраслевых учебных заведений прошли на нем плавательную учебную практику.
Участвуя в регатах и учебных плаваниях, парусник «Мир» побывал в таких портах Европы и Америки, как Хельсинки, Копенгаген, Гамбург, Росток, Бремерхафен, Амстердам, Лондон, Ливерпуль, Лиссабон, Барселона, Неаполь, Мальта, Стамбул, Нью-Йорк, и других морских портах мира.
Парусник «Мир» является символом Санкт-Петербурга и гордо несет это звание через моря и океаны. Совершая заходы в иностранные морские порты, экипаж парусника участвует в различных мероприятиях, пропагандируя морскую культуру и высокий уровень морского образования в России.
По данным ресурса РосМорПорт